Надели кеды, взяли рюкзаки,
В глазах огонь и на щеках румянец!
Куда спешите вы, озорники?
"Идём в поход!" - ребята прокричали
Удивительный мир природы .... Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.
Уникальность детского туризма заключается в том, что им можно заниматься в любое время года. Говорят что осень - унылая пора, но дети, как никто другой, способны радоваться золотистым опавшим листьям под ногами и дождику, под которым так интересно погулять под зонтиком, обув резиновые сапожки и надев дождевик. Вот почему осень является одним из самых любимых у детворы. Красота природы, чистый свежий воздух, наполненный ароматами растений и трав, река, солнце - все это оказывает благотворное влияние на нервную систему детей, укрепляет их организм. В осеннее время нет опасности перегрева, солнечного ожога.
Старшие дошкольники - самый любопытный и пытливый народ. Им все занятно в этом мире, высок их познвательный интерес, желание научиться новому, им пока еще интересно быть рядом со взрослыми. В процессе подготовки к пешему походу в непосредственно образовательной и совместной деятельности со взрослыми познают основы краеведения, начала экологической культуры. Старшие дошкольники овладевают специальными терминами: турист, палатка, рюкзак, спальный мешок, компас, карта и.т.д.
Перед походом с детьми на природу мы тщательно подготовились, была соблюдена техника безопасности. Прежде всего, проверили запланированный маршрут. Накануне похода обследовали дорогу, место стоянки и игр, измерили расстояние, примерное время движения. Предупредили родителей о походе, выяснили их отношение к походу, попросили собрать ребенка в поход: воды и небольшой перекус (бутерброд).
Перед выходом на прогулку говорим детям: "Отправляемся в поход, сколько нас открытий ждет!" Девиз нашего похода: "Все за одного - один за всех", "Птица сильна крыльями, а человек дружбой".
С походной песней "Ничего на свете лучше нету...." группа выходит с территории детского сада. Впереди автодорога. Дети закрепляют правила пешеходного перехода. Обращаем внимание на красоту окружающей природы, рассматриваем, как изменилась природа.
Спустившись на поляну с горы, ребята складывают рюкзаки в условное место. Все отдыхают, воспитатель (Самойлова В.А.) и руководитель ФК (Зарубина Е.Н.) задает вопросы, обращая внимание на изменения, которые произошли в природе, обмениваются впечатлениями, загадывает загадки. Мы проводим подвижные игры с использованием природных условий, элементы дыхательной гимнастики "Вдыхаем свежий воздух" и др. Затем устроили небольшой пикник. Где дети подкрепились. Затем мы с ребятами решили совершить прогулку по берегу реки. Сколько тут интересного! Дети просто засыпали нас вопросами. Особый интерес вызвал самодельный мосстик из камней через реку.
Перед уходом со стоянки дети вместе с воспитателем собирали мусор. Подведение итогов мы проводим в форме устных высказываний каждого участника похода о его результатах, о тех или иных случаях, о товарищах. На это место мы приходим в поход не первый раз. Закрепили и расширили представления детей о том, что они видели ранее и что изменилось.
Мы считаем, что дать ребятам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма - значит дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.
Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребенка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это- ничто иное, как психическое здоровье, который укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья.